
В Индуизме и большинстве его ответвлений понятие индивидуальной души
– Атма, неразрывно связано с понятием «Сверхдуши» - Параматма. В каждом
теле, находятся две души: индивидуальная душа и Сверхдуша. Поскольку
Сверхдуша - это полная экспансия Верховной Личности Бога, Гсподь
говорит: «Я также обладаю знанием, но не об одном, а обо всех телах. В
каждом из них Я пребываю как Параматма (Сверхдуша).
Мне известно
поле деятельности в каждом отдельном теле. Живое существо знает
собственное тело, но его знание не распространяется на другие тела.
Однако Верховная Личность Бога, которая в образе Сверхдуши находится в
каждом теле, знает все обо всех телах. Господу известны все тела во
всем многообразии их видов и форм. Так, подданный может досконально
знать принадлежащий ему клочок земли, но царю известно все, что
происходит не только у него во дворце, но и на земле каждого из его
подданных. Подобно этому, живое существо владеет только одним телом, а
Верховному Господу принадлежат все тела. Царь - главный собственник
земли в государстве, а его подданные - всего лишь арендаторы. Точно так
же и Верховный Господь является главным собственником всех тел.
Материальное
тело состоит из органов чувств. Верховного же Господа называют
Хришикешей, что значит «повелитель чувств». Он - истинный хозяин наших
органов чувств, так же как царь - истинный хозяин, распоряжающийся всем
в государстве. Власть, которой наделены его подданные, вторична. «Я
также знаю поле», - говорит Господь. Это значит, что Ему известны все
тела, тогда как индивидуальная душа знает только свое тело. В Ведах
сказано:
кшетрани хи шарирани
биджам чапи шубхашубхе
тани ветти са йогатма
татах кшетра-джна учйате
Материальное
тело называют кшетрой, а внутри тела находится его владелец и Верховный
Господь, который знает как само тело, так и его владельца. Поэтому
Господа называют тем, кто знает каждое поле деятельности. Разница между
полем деятельности, знающим это поле и тем, кто знает каждое поле
деятельности, заключается в следующем. Совершенное понимание природы
тела, индивидуальной души и Сверхдуши в Ведах называется гьяной. Таково
мнение Господа. Тот, кто постиг единую природу души и Сверхдуши и
разницу между ними, обладает истинным знанием. Если же человек не
понимает природы поля деятельности, знающего поле и верховного
повелителя его знание не является совершенным. Прежде всего необходимо
понять положение пракрити (природы), пуруши (наслаждающегося природой)
и ишвары (повелителя, знающего поле и управляющего как природой, так и
индивидуальной душой). Мы не должны путать их между собой. Необходимо
различать их функции, так же как мы различаем функции художника, холста
и мольберта. Материальный мир, являющийся полем деятельности, - это
природа; наслаждающийся природой - это живое существо, а над ними стоит
верховный повелитель, Господь.
В Ведах (Шветашватара-упанишад, 1.12) сказано: бхокта бхогйам преритарам ча матва / сарвам проктам три-видхам брахмам этат. Есть три проявления Брахмана: пракрити - это Брахман как поле деятельности; джива (индивидуальная душа), пытающаяся господствовать над материальной природой, также является Брахманом, и тот, кто повелевает ими, - тоже Брахман, но лишь Он является истинным повелителем. Отдельного обсуждения заслуживает теория реинкарнации - цепи тел получаемых Индивидуальной Душой (Атма), в зависимости от "её поведения" в каждом конкретном теле.