Протестанцизм. Протестантизм является третьим ведущим направлением в христианстве,
хотя и сформировался намного позже православия и католицизма. Во всем
мире много протестантов: в ряде стран это религия большинства
(например, в США), а в некоторых странах протестантизм не является
традиционной религией, поскольку основная часть населения принадлежит
либо к римско-католической, либо к православной церкви.
В настоящее время в Азии и Африке действуют «молодые» протестантские
церкви, гораздо более многочисленные, чем в «старой» Европе.
Протестантские верующие собираются не только в величественных
храмах, но и в скромных молитвенных домах. Протестантская литургия
может проходить даже под открытым небом. В отличие от католицизма и
православия, протестантизм не предписывает христианам обязательных
внешних условий для почитания Бога и не требует от них обязательного
подчинения церковной иерархии. Напротив, протестантское вероучение
защищало христианина от произвола тех церковных властей, которые
установили свои догматы и обряды, отсутствовавшие в Священном Писании.
Учение о необходимости возродить «чистое евангельское учение» Иисуса
Христа легло в основу протестантизма, возникшего в XVI в. в ходе
Реформации. Основатели протестантизма, реформаторы, боролись с
господством средневекового католицизма. Реформаторы считали, что
католическая церковь того времени уже не хранила чистоту нравов и не
придерживалась братских религиозных обычаев апостольских общин.
Реформаторы не только призывали вернуться к истокам христианства, но и
выразили чаяния своих современников, стремившихся к личному спасению и
непосредственному общению с Богом. Христиане в эпоху Возрождения и
Реформации продолжали, как и в средние века, жить под тяжким бременем
ожидания неминуемой катастрофы конца мира и Страшного Суда, но теперь
изменился сам характер их поисков спасения души. Спасение достигалось
без помощи церкви и ее служителей, в процессе глубокой личной молитвы.
Светильником истинной религии представлялось протестантам учение
Мартина Лютера о спасении. Положение о том, что христианин спасается
собственной верой, таило в себе невиданную взрывную силу, направленную
на разрушение основ средневековой идеологии и политики, олицетворением
и носителем которых была прежняя церковь. Человек и его земная жизнь
поднимались до уровня самостоятельных, независимых 8 от церкви явлений
вопреки их принижению в средневековом миропонимании. Лютеранство
давало человеку независимость, самостоятельность, освобождение от
церковного гнета, объявляло человека и всю мирскую жизнь естественной
частью обновленной христианской религии. В богословии другого
основателя протестантизма, реформатора Жана Кальвина, христианин
рассматривается как солдат на посту Всевышнего. Христианин должен
стойко сражаться за честь Его знамени, быть верным исполнителем
воинского долга, беспощадным к своим слабостям и непримиримым к врагам
«чистого евангельского учения». Лютеранство и кальвинизм призвали
духовенство и мирян отказаться от идеалов созерцательной,
отшельнической веры. Основным критерием и мерилом религиозной
убежденности человека была провозглашена деятельность христианина,
который исполняет непосредственные указания Бога. Впервые в
официальной христианской культуре протестантизм противопоставил труд и
праздность, которые стали выражением истинной добродетели и порока.
Веками считалось, что работать надо в меру различных потребностей, и
впервые в богословии Лютера появилось понятие труда вообще как
внутреннего мотива, как службы ближнему ради поддержания на земле
дарованного Богом «мирского порядка». Поэтому тот, кто трудится,
вырастает в глазах Бога, хотя бы его сословие было презираемо, а
должность — еле приметной. Тот, кто трудится нерадиво, — чернь в
глазах Творца, хотя бы он был князем или известным юристом. Изречение
апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фесс.
III, 10) вдохновляло протестантскую трудовую этику, которая
нравственно возвысила и назвала почетным любой труд, категорически
осудив праздность. Специальной темой протестантской трудовой этики
стала тема нравственного возвышения достатка и благ земной жизни,
добытых без лихоимства, воровства, насилия и обмана. Протестантизм —
религия книжной культуры. Если бы не изобрели книгопечатания, и
книжная культура не вошла бы в повседневный быт немцев, французов,
англичан и большинства других народов Европы, то и протестантизм
никогда не смог бы обрести верующих. Неограниченные возможности
«вычитывать» при исследовании Библии то, что кажется наиболее
актуальным в данный момент, постоянно приводят новые поколения
протестантов к дальнейшему дроблению мирового протестантского
сообщества. Так возникли течения, которые в наши дни пользуются очень
большим влиянием: в XVII в. появились баптизм и квакерство, в XVIII
в. — методизм, в XIX в. — адвентизм, в XX в. — пятидесятничество.
Первоначальные протестантские направления (лютеранство, кальвинизм,
англиканство), успевшие оформиться в государственные церкви и
выработать собственные догматические системы, долгое время вели
активную борьбу не только с католиками, но и с новыми протестантскими
течениями. Историческая родина протестантизма — Германия, Швейцария и
Англия. Но и в России протестантизм имел широкое распространение. Еще
при жизни Лютера и Кальвина в Москве и Архангельске появились первые
протестантские общины. Немалое число протестантов находили в России
убежище от преследований за религиозные убеждения, которым они
подвергались на родине. Российские государи Иван IV Грозный, Петр I,
Александр I изучали непривычную для православных людей «люторскую»
веру. Они недоверчиво относились к римско-католическому духовенству и
предпочитали вызывать из Европы специалистов протестантского
вероисповедания. Эти специалисты честно и самоотверженно служили
интересам российского государства. Для русской культуры многое сделали
пасторы и представители протестантской интеллигенции Петербурга.
Однако судьбы российских протестантов складывались по-разному,
особенно много испытаний выпало на долю российских баптистов.
Распространению протестантизма способствуют особенности его догматики.
Протестантская догма опирается только на Библию и не может
формулироваться слишком жестко, она постоянно готова к изменениям. При
перенесении из «старой» Европы в условия Северной Америки протестантизм
изменился и пополнился религиозными убеждениями, которые были неведомы
европейским реформаторам. Эмигрантов, прибывавших из протестантских
государств, сплотила вера в то, что они наиболее последовательно
избавились от пережитков католицизма и основали «избранную Богом»
страну. В связи с этим в американском самосознании закрепилось
представление о США как светоче истинного христианства для всего
человечества и символе свободы. У каждой протестантской конфессии
имеются свои обряды, однако главным считается воспитание внутреннего
религиозного чувства непосредственной связи христианина с Богом.
Большинство людей, исповедующих протестантизм (около 800 млн. чел.),
в наши дни живут за пределами Северной Европы, которая была
исторической родиной реформированного христианства. Протестантские
церкви стремились к конфессиональной независимости и автономности, хотя
мечты о единстве христианского мира не оставляли многих протестантских
мыслителей. Лишь в XX в., вопреки центробежным тенденциям в
протестантизме, обрело реальные силы общественное движение за
объединение церквей — экуменизм. Сила религиозной убежденности
протестантов всегда проявлялась в конкретных людях и событиях. Учения
и организации в протестантизме столь многообразны, а количество имен
духовных лидеров и мыслителей столь велико, что рассказать обо всех
поименно невозможно. Мы предлагаем познакомиться с историей
становления основных его разновидностей. В ней было очень много жертв,
преследований и убийств. Историю протестантизма принято сравнивать с
детективным романом, она разворачивалась в столкновениях людских
страстей, где преданность христианству измерялась ценой человеческой
жизни. .
|