|
|
Понятие души в исламе. |
|
Ислам.
Я
умер камнем и воскрес растением, Я умер растением и воскрес животным, Я
умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться ? Разве смерть
обокрала меня ? - Халал уль-дин Руми (1207-1273) В Коране нет
последовательных упоминаний о жизни после смерти и перевоплощении души,
и это заставило некоторых исследователей, даже правоверных мусульман,
усомниться в том, что пророк Магомет знал что-либо существенное по
этому поводу . Коран лишь вскользь, мимоходом касается основных
теологических и философских вопросов, связанных с природой посмертного
существования; но позднее были написаны обширные комментарии теологов,
где систематизируются скрытые значения канонических рассказов о пророке
(хадисов) и откровения Корана. В этом отношении исламская религия
разделяет судьбу породивших ее вероисповеданий – иудаизма и
христианства- которые также в значительной степени основываются на
позднейших толкованиях. Ислам чтит и Ветхий Завет, и евангелия, поэтому
доказательства того, что эти писания признают существование
реинкарнации, справедливы и для мусульманства. Правоверные
магометане, так же как ортодоксальные иудеи и христиане, стойко
придерживаются традиционных представлений о смерти и загробной жизни, и
мало кто из них стремится прочесть труды мистиков, чтобы открыть тайное
значение тех строк Корана, что посвящены этому вопросу. В итоге
складывается такая же картина, как в иудаизме и христианстве: У
мусульман сложилась изощренная система представлений о природе смерти,
о самом моменте умирания и о том, что происходит в могиле сразу же
после смерти. Эти воззрения сложились после смерти Магомета (VII век н.
э.). Правоверные мусульмане придерживаются определенных представлений о
том, что происходит во время умирания, какие небесные существа или
демоны встречают покойного и извлекают его душу из тела, как они
расспрашивают о его религиозных и мирских делах и даже вознаграждают
или наказывают его прямо в могиле. Как и все остальные религии,
ислам учит, что Бог создал человека вовсе не для того, чтобы он однажды
умер — через Коран и исламскую традицию проходит мысль о возрождении и
обновлении. Известный стих из писания гласит: «Он — тот, кто дал вам
жизнь (ahyahum), и Он пошлет вам смерть (yumitukum), а затем снова
дарует вам жизнь (yuhyakum)». Та же мысль снова встречается в Коране,
на сей раз как предостережение идолопоклонникам: «Господь создал вас
(Khalaqahum), заботился о вас, затем вы умрете (yumitukum) по Его воле,
затем Он вновь даст вам жизнь (yuhyikum). Могут ли идолы [которых вы
зовете богами] сделать для вас все это? Слава Господу!» Несмотря на то,
что эти и другие аналогичные отрывки из писания явно связаны с
реинкарнацией, обычно их трактуют как обещание воскресения. Вопрос о воскресении В
стихах Корана очень часто встречаются упоминания о воскресении, которые
с равной долей вероятности могут относиться и к реинкарнации. Например,
в суре 20:55/57 приводятся слова Бога, обращенные к Моисею: «Мы
сотворили тебя из земли, и Мы вновь обратим тебя в землю, и затем вновь
сотворим (nukhrijukum) тебя». Традиционно этот стих толкуют как
указание на идею воскресения, но его можно истолковать и по-другому:
тела постоянно создаются и разрушаются, а душа после смерти тела вновь
рождается, но уже в другом теле. Исламская традиция представляет
человеческое существо как душу (nafs), воскрешаемую духом (ruh). Эта
двойственность осложняется множеством смыслов слова nafs: душа,
личность, кровь, живое тело. В исламской теологии границы понятий
«тело», «душа» и «разум» обыкновенно размыты, но идея бессмертия духа
лежит в основе мудрости Корана. Следует отметить, что суфии и другие
исламские мистики трактуют Коран с точки зрения доктрины реинкарнации,
и мы вернемся к мистической традиции после более детального анализа
ортодоксальных исламских воззрений на смерть и загробную жизнь. Согласно
традиционным толкованиям Корана, заблудшие души сразу после смерти
попадают на суд ангелов — посланников Аллаха (Бога). Сразу оговоримся —
несмотря на всевозможные достоинства «неверных», то есть не мусульман,
неверие в Аллаха и Его пророка навлекает на них проклятие и обрекает их
на вечное пребывание в Джаханнаме, который является аналогом
иудео-христианской Геенны, или ада. Подобно иудеям и христианам,
мусульмане изображают Джаханнам как место вечных посмертных мучений.
Хотя в полной мере грешники могут быть наказаны только после «конечного
воскресения», Коран недвусмысленно говорит о том, что неверующие
познакомятся с уготованным им вечным адом сразу же по смерти. Души
тех, кто верует в Аллаха и Его пророка, избегают суда ангелов смерти.
Ангелы приходят к праведникам и препровождают их в рай. «Войди в Сад
(al-janna), — говорят они, — за все те добрые дела, что ты сделал»,
Вознаграждение в полной мере ожидает благочестивых мусульман только
после воскресения, но, в отличие от неверующих, праведники мирно
отдыхают до назначенного часа. По мере развития исламской
философии теологи стали представлять наказания и награды, которые
следуют сразу же за смертью, как некое состояние души, ожидающей
воскресения в могиле. Считается, что после похорон к человеку,
находящемуся в могиле, приходят два ангела, Мункар и Накир, с черными
лицами, устрашающими голосами, пронзительными голубыми глазами и
волосами, ниспадающими до самой земли. Они допрашивают усопшего или
усопшую о добрых или злых делах, совершенных им или ею при жизни. Этот
допрос называется «судом в могиле»; такого суда ожидают все правоверные
мусульмане. Чтобы подготовить усопшего к этому суду, родные и
друзья во время похорон шепчут ему на ухо советы, которые помогут
достойным образом ответить на вопросы Божественных судей. Если умерший
успешно пройдет через это испытание, он вкусит «райского блаженства»
еще в могиле; если нет, в могиле его ждут невыносимые мучения. Однако в
должный срок и грешники, и праведники пройдут через «новое сотворение»,
готовясь к воскресению, после которого благочестивые и неверные
отправятся по местам конечного назначения — в рай или в ад. Таковы
общепринятые представления о смерти и загробной жизни, сформированные
исламом на протяжении нескольких веков.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|
Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|