Иудаизм.
В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру (иецер ха-тов), в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу (иецер ха-ра).
Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет
Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека,
сама оставаясь невидима.
Представление о посмертной участи современных евреев похоже на
буддийское, также на верования Древнего Египта, откуда, скорее всего,
позаимствовано: грешные души после смерти должны снова и снова
проходить круг перерождения (реинкарнацию), пока не достигнут
совершенства.
Представления о триединой сущности самой души взяты из
древнеегипетских или римских верований, в Торе этого нет. По убеждению
евреев, в момент смерти человека душа распадается на три составляющие
её части. Когда умирает праведник, его «нешама» (римский anima или
spiritus, египетский «ху»-«мир интеллекта») получает «поцелуй любви» от
Беспредельного и ныряет в «источник Божественного Света». «Руах»
праведника (римский manes, египетский «ба»-«вместилище нравственных
свойств») отправляется наслаждаться в Эдемский сад. «Нефеш» (римский
umbra, египетский «ка»-«витальное начало») остаётся в могиле и витает
над телом некоторое время, пока оно не распадётся, после чего «нефеш»
обретёт окончательный мир и покой где-нибудь в «спальном уголке»
вселенной. Эти средневековые иудо-языческие представления сейчас
наиболее популярны.
|